Американские представители как властных, так и силовых структур неоднократно заявили, что в европейских странах разместятся военные базы с истребителями пятого поколения.
Масштабное обновление как самолетов, так и другого вооружения ВС ЕС стартует в этом году. В некоторых партнерских странах США, таких как Польша перевооружение уже начато.

Стоит отметить, что американские военные выстроили со своими европейскими «партнерами» выгодные отношения.

Так, еще в начале 90-х годов была сформирована целая система многоуровневого «партнерства» в программе «Единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF). Партнеры соглашались вместе с США принять участие в финансировании разработки самолета и в зависимости от величины своего вклада делились на три уровня:

  • Великобритания с взносом порядка $2,5 млрд
  • Италия и Нидерланды, порядка $1 млрд и $800 млн, соответственно
  • Австралия, Дания, Канада, Норвегия и Турция с взносами в районе $100-200 млн
  • «Наблюдатели» — Израиль и Сингапур с небольшими взносами

Реальное участие в разработке приняли только британцы, остальные партнеры фактически стали «предзаказчиками», получившие приоритет в поставках и обучении персонала, цену «для своих», но самое главное — участие в производстве.

Для поддержания партнеров, американцы раздают заказы на компоненты к F-35. К примеру, на самолеты ставят пилоны подвески оружия, сделанные в Дании, канадские компоненты шасси или австралийские лонжероны в центроплане. Для головного подрядчика — «Локхид Мартин» и бюджета Пентагона — это копейки, а для иностранных партнеров — тысячи рабочих мест на десятилетия вперед и потенциальная возможность вовсе выйти в плюс. При удачных раскладах можно подсуетиться и получить финальную сборочную линию и региональный сервисный центр (Италия) или шансы сделать свою национальную систему оружия «общей» с перспективой сказочных барышей (Великобритания и Норвегия). Неудивительно, что даже в трудные для программы годы никто из партнеров, что называется «не соскочил» — даже Канада, несмотря на громкие заявления, продолжает исправно платить «профсоюзные взносы».

Кроме того, истребители активно продвигаются в Германию, Швейцарию и Финляндию.

Сегодня известно, что Бельгия закупит 34 истребителя F-35A, Великобритания 136 машин F-35B, Дания – 27 F-35, Сингапур на начальном этапе планирует купить 4 F-35, Италия –  60 F-35A и 30 F-35B, Нидерланды –37 самолетов, Норвегия – 35 истребителей.

О желании купить современные американские истребители заявила и Польша, которая выложит миллиард евро для замены советских МиГ-29 и Су-22.

В далекой перспективе F-35, вероятно, отправится и в Испанию.

Изготовить почти 400 истребителей пятого поколения планируется за 10 лет – до конца 2029 года.

При этом, развертывание баз с F-35 в европейских странах намечено на 2021 год с английской Лейкенхит. Одной из важных задач, которую возьмет на себя F-35 в Европе станет обеспечение американского ядерного зонтика над НАТО: «Молния» — главный перспективный носитель новой управляемой ядерной бомбы B61-12.

В этой связи вызывает беспокойство неторопливый темп закупки российскими ВКС Су-57, который судя по всему по крайней мере до середины следующего десятилетия будет ограничен несколькими машинами в год. Понятно желание начать массово приобретать машину только после доведения до желаемого облика, но закупки на ранней стадии позволяют набрать опыт строевой эксплуатации и массово переподготовить летный и наземный персонал. 

Разумеется, нет смысла даже пытаться конкурировать с набирающим обороты конвейером F-35 буквально — их уже 370, а к концу следующего года будет больше 600. Однако потенциальная ситуация может создать у наиболее горячих голов (не обязательно в Америке) иллюзию вседозволенности, чреватую неприятными последствиям для всех. Произведенная и освоенная в войсках в рассматриваемое десятилетие хотя бы сотня-полторы Су-57 могла бы стать становым хребтом для ВКС и достаточным, при поддержке модернизированных истребителей четвертого поколения, зонтиком на случай, если молнии засверкают слишком близко.